На основании Распоряжения комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 29.12.2020 г. № 856 ЛОГБУ «Волховский КЦСОН «Береника» предоставление услуг с использованием технологии социального обслуживания «Профилактика асоциального поведения в детской среде» реализовано с марта 2021 года по декабрь 2021 года.
За текущий период было организовано межведомственное взаимодействие, направленное на выявления несовершеннолетних состоящих на различных видах учета, а так же проведена работа с родителями по заключению договоров на оказание услуги несовершеннолетним.
Собрана команда специалистов реализующих данную технологию.
В рамках технологии с 01.03.2021 года по 31.12.2021 года охвачено 14 человек — подростков от 13 до 16 лет, состоящих на ВШУ (внутришкольном учете) и учете ОПДН, оказано 63 услуги, запланированные мероприятия на весь период работы в технологии 2021 г. выполнены полностью.
Организация работы с подростками в рамках реализации технологии носит добровольный характер. Первое время было необходимо дополнительное время на сплочение группы, но в дальнейшем гармоничная психологическая атмосфера способствовала формированию команды.
Участники нашего проекта – клубного сообщества «Береника» — с большим желанием работают в технологии, выполняя роль волонтеров.
Таким образом, эта деятельность выполняет функцию нравственного воспитания, возрождение в подростковой среде фундаментальных ценностей, таких как, гражданственность, милосердие, справедливость, гуманность, отзывчивость и других важных ценностей.
Работа с подростками носит профилактический характер: выработка нравственных норм, установок здорового образа жизни, развитие активности, формирование навыков самоконтроля, предупреждение социального инфантилизма, воспитание ценностных жизненных ориентиров посредством привлечения к волонтерской (добровольческой) деятельности.
Деятельность нашего клуба в данной технологии включает в себя традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, новых знаний и установок:
приобщение к истории государства Российского, формирование ответственности и понимания к своей исторической Родине, ее традициям, современным трактовкам мероприятий (заповедник Старая Ладога, районные и городские праздники, спортивные мероприятия, флешмобы, конкурсы и т.д.); круглый стол «Герои отечества», «История государства Российского. Петр I» подросткам по душе. Зная несколько современную историю России, дети практически не знают о тех, кто принес славу Россий, не знают ее героев. А если и слышали, то только фамилии известных людей.
- Просветительские беседы, направленные на профилактику наркомании, СПИДа, подростковой преступности;
- формирование личности подростка, воспитание ценностных жизненных ориентиров через мастер — классы;
- экологические марши, уборка мусора и загрязнений;
- пропаганда здорового образа жизни.
В рамках технологии специалистами используются следующие формы психопрофилактической работы:
- организация социальной среды;
- информирование;
- активное социальное обучение социально-важным навыкам;
- организация мероприятий, альтернативных асоциальному поведению (все мероприятия патриотического характера, встречи с людьми старшего поколения (общение с людьми старшего возраста невозможно без положительной мотивации);
- организация ЗОЖ;
- активизация личностных ресурсов (умение формировать свои чувства и мысли, отстаивать и доказывать свою точку зрения, иметь собственное мнение и т.д.);
- минимизация негативных последствий асоциального поведения (отсутствие проблем в школе, заинтересованность в учебе, адекватное поведение дома и т.д.).
Важную роль в профилактике асоциального поведения в процессе развития личности подростков играет включение их в активную деятельность и общение; это и круглые столы, тематические волонтерские посиделки, мастер-классы, теоретические занятия и другие мероприятия.
Результатом работы по развитию личности подростка, являющейся основой профилактики асоциального поведения, должно стать формирование позитивных личностных взглядов, формирование личностного смысла у подростков.
Это и конкурсы писем, реклам, встречи — обсуждения в рамках профориентации, групповые дискуссии, ролевые игры и т.д.
Такие мероприятия как конкурсы «Реклама будущего», «Очумелые ручки» развивают мысль, тают толчок к воображению и осознанию четко поставленной задачи.
Для работы с асоциальными подростками, используются как традиционные, так и нетрадиционные формы: лекции-беседы, дискуссии, а также деловые игры, тесты, тренинги, психологические упражнения и ситуационный анализ. В процессе работы с детьми всегда выступает психолого-педагогическая поддержка: «нет плохих детей, есть ненадежные взрослые и плохие условия жизни». С удовольствием работаем по профориентации, знакомимся с существующими профессиями: познакомились с профессией, юриста, спасателя (МЧС), полицейского.
В нашей группе многие подростки не сдержаны, упрямы, имеют трудности к социальной адаптации. Но наряду с этим есть мальчики и девочки, которые задают тон в группе и, находясь в коллективе, остальные подчиняются общепринятым правилам поведения.
Подростки не всегда с удовольствием разбирают ту или иную ситуацию (даже возникшую в школе), но постепенно раскрываются и совместными усилиями находят правильное решение.
Создание благоприятных условий для развития личности подростков группы риска является целью психолого-педагогического сопровождения. Одним из видов психолого-педагогического сопровождения подростков выступает психолого-педагогическая поддержка.
Проводились мероприятия и в онлайн формате: в августе — онлайн психотерапевтические консультации с использованием короткометражных мультфильмов «Хороший динозавр», «Вперед»; в декабре — «Японская игра» и «Синяя птица» с новогодней направленностью.
Осуществляется тесное взаимодействие с Советом ветеранов г. Волхова.
Проводятся разноплановые совместные мероприятия с пожилыми людьми с использованием различных форм эмоционального объединения двух поколений. Это:
- выезды-поздравления (общение) с представителями старшего поколения (концертные программы на отделении социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в ЛОГБУ «КЦСОН «Береника»),
- оказание моральной поддержки пожилым людям (общение и простые встречи-обсуждения);
- творческие мастерские (когда подростки и представители старшего поколения совместно делают поделки — поздравления друг другу, делятся творческим опытом);
- вечер — знакомство с Ленинским Комсомолом (воспоминания бывших комсомольцев);
- экскурсия на Волховскую ГЭС совместно с представителями Совета ветеранов.
Многие мероприятия запомнились участникам нашего проекта – клубного сообщества «Береника».
В апреле воспитанники «Береники» и подросткового клуба «Береника» по приглашению первичной профсоюзной организации «ФосАгро — Волхов» посетили трёхмерную панораму в СПб «Память говорит. Дорога через войну». Все буквально перенеслись в атмосферу Второй мировой войны. Ребятам представилась возможность услышать повествование от лица сельского учителя, прошедшего свой путь от начала и до конца войны. Все экспонаты настоящие. Ребята могли потрогать руками орудия, технику, побывать в настоящих окопах, услышать взрывы снарядов. Каждая экспозиция, каждая сцена войны демонстрировала героизм наших солдат, мужество и подвиг мирного населения.
Воспитанники «Береники» и участники подросткового клуба «Береника» побывали на увлекательной экскурсии в музее «Подводная лодка «Народоволец», настоящей подлодке, принимавшей участие в Великой Отечественной войне и уцелевшей от противолодочных мин, и которой в этом году исполняется 90 лет. Экскурсию проводил действующий офицер Балтийского морского флота.
С первых минут экскурсии ребята превратились в рядовых матросов субмарины. Все мальчишки были заинтригованы той информацией, которую доводил до всех экскурсовод-командир. Ребята узнали и увидели, что такое камбуз, гальюн, военные торпеды. Познакомились с бытом и жизнью моряков подводников, уходивших в дальний поход на несколько месяцев. Все без исключения были восхищены тем патриотизмом и морским братством, которые царили среди команды подводной лодки. После экскурсии дети ещё долго обсуждали увиденное, которое оставило в их сердцах неизгладимое впечатление.
Все мероприятия, направленные на формирование и развитие личности, старались чередовать с отдыхом, приносящим новые ощущения и новые знания. Так подростки с большим желанием принимали участие в городском празднике в г. Новая Ладога ко Дню Военно-Морского флота России; узнали о военных рейдах моряков Волховской флотилии во время Великой Отечественной войны, посетили корабли флотилии, навечно «приплывшие» на берег.
Принимали участие в празднике в г. Новая Ладога, посвященном Дню физкультурника. Двое наших ребят выступали за футбольную команду района; остальные их поддерживали. Выезжали на территорию Староладожской крепости, узнавали о прошлом государства Российского.
Организованные совместные мероприятия ветеранов и наших ребят дали уникальную возможность для общения. Очень важно, что оно носило неформальный характер: это и передача опыта, и патриотическое воспитание. Встречи с ветеранами всегда проходили в тёплой атмосфере.
Живое общение — это то, чего больше всего не хватает бабушкам и дедушкам. Вместе мы принимали участие в общегородском субботнике, красили скамейки у подъезда одинокого ветерана Великой Отечественной войны, поздравляли ветеранов на дому, изготавливали новогодние открытки для пациентов Пашского хосписа. Посетили с экскурсией Волховскую ГЭС. Устроили день доброты – оказывали помощь бабушкам и дедушкам стационарного отделения Береники.
Казалось, что начать общаться с посторонним пожилым человеком будет сложно. Особенно — для школьников — подростков. Но ребята проявляли чудеса чуткости, доброты и такта. А бабушки — рассказывали удивительные истории своей жизни, в которых отражалась и оживала история страны: довоенной детство, репрессии, переселения, войны и эвакуация, долгожданный мир и работа.