Ранняя помощь

Ранняя помощь

С 01 мая 2019 года на базе отделения реабилитации и абилитации ЛОГБУ «Волховский комплексный центр социального обслуживания населения «Береника» началась реализация технологии социального обслуживания  «Ранняя помощь детям в возрасте от 0 до 3 лет и их семьям на территории Ленинградской области».

 Работа Учреждения в рамках технологии «Ранняя помощь детям в возрасте от 0 до 3 лет и их семьям на территории Ленинградской области» основана на Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года, пункте 22 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации”, мероприятиях государственной программы Ленинградской области “Социальная поддержка отдельных категорий граждан в Ленинградской области”, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 14 ноября 2013 года N 406.

Приоритетным направлением деятельности Службы является работа по оказанию ранней помощи детям-инвалидам и их семьям. Раннее начало комплексной помощи содействует максимально возможным достижениям в развитии ребенка, поддержанию его здоровья, а также успешной социализации и включению ребенка в образовательную среду с последующей интеграцией в общество.

«…Жизнь ребенка с нарушениями и его семьи должна быть насколько возможно нормальной с самого рождения, а не когда-нибудь потом, когда ребенка удастся (или не удастся) вылечить или обучить…нормальная жизнь не только хороша с моральной точки зрения, но и позволяет создать условия, наиболее способствующие развитию любого ребенка» (проф. Л.А. Чистович).

Ранняя помощь

Цели ранней помощи детям в возрасте от 0 до 3 лет и их семьям:

Основная цель ранней помощи – как можно раньше выявить нарушения развития ребенка и оказать помощь семье и ребенку. А также:

  • улучшение функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях;
  • повышения качества взаимодействия  и отношений ребенка с родителя, другими непосредственно ухаживающими за ребенком лицами, в семье;
  • повышение компетентности родителей и других непосредственно ухаживающих за ребенком лиц в вопросах развития и воспитания ребенка;
  • включение ребенка в среду сверстников, расширение социальных контактов ребенка и семьи.

Ранняя помощь

Чем отличается программа ранней помощи от других программ помощи детям: 

Родителей маленьких детей всегда волнует здоровье малыша, и они обращаются за помощью в детскую поликлинику к врачам – педиатрам, неврологам и другим специалистам. Часто, при рождении ребенка возникают риски развития той или иной патологии – тугоухости, патологии центральной нервной системы, проблем со зрением и др. Эти риски могут реализоваться, а могут, и нет.

Мозг ребенка очень пластичен, что позволяет компенсировать какие – либо нарушения. Бывают случаи, когда ребенок рождается с грубыми нарушениями развития и это очевидно. Врачи занимаются диагностикой и лечением различных заболеваний.

Для того, чтобы ребенок развивался успешно. Необходимо помнить не только о его физическом здоровье, но и о том, что с самых первых дней жизни ребенок нуждается в общении, для него важно играть и исследовать окружающий мир. С момента рождения наиболее значимыми для малыша

являются взрослые, которые находятся рядом, чаще всего это его родители, во взаимодействии с которыми и развивается его личность.

На государственном уровне в России закреплено понятие абилитации. При наличии показаний для оформления ребенку инвалидности. учреждениями медико – социальной экспертизы (МСЭ) разрабатывается индивидуальная программа абилитации и реабилитации на срок установления инвалидности (ИПРА).

Абилитация и реабилитация – основа и необходимое условие для дальнейшей социализации детей. Абилитация многостороннее понятие, охватывающее разносторонние аспекты жизни ребенка.        Подразумевает предоставление          возможности ребенку с ограниченными возможностями вести жизнь, максимально приближенную к жизни детей с типичным развитием.

Базовые принципы абилитации:

  1. Ребенок должен жить в семье.
  2. Ребенок с ограниченными возможностями нуждается в согласованных действиях родителей и специалистов.
  3. Залог успешной помощи ребенку – понимание его проблем и уважение его человеческого достоинства.
  4. Все дети должны учиться – необучаемых детей нет. Чем тяжелее состояние ребенка, тем больше он нуждается в обучении. Развитие навыков самообслуживания, двигательного развития,

коммуникации – это тоже обучение.

  1. Комплексный системный подход к диагностической и развивающей работе.

Комплексный подход включает в себя работу междисциплинарной команды специалистов. Программы помощи строятся, опираясь на сильные стороны ребенка, переходя от простого к сложному, от индивидуальных занятий к групповым.

  1. Максимальное использование возможностей ребенка для адаптации к жизни в обычном обществе.

Ближайшее окружение ребенка непосредственно влияет на его развитие. Социальная модель инвалидности показывает, что не только функциональное состояние ребенка, но и отношения родитель – ребенок влияют на развитие ребенка и качество его жизни.

 Программы помощи должны быть направлены не только на ребенка, но и на семью в целом.

 

Целевая группа Ранней помощи

Ранняя помощь

Услуги Ранней помощи, могут получить граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ленинградской области, либо иностранные граждане, лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Ленинградской области, в возрасте от 0 до 3 лет из числа:

детей, не имеющих статуса «ребенок-инвалид», у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевания, приводящего к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития;

детей-инвалидов в возрасте от 0 до 3 лет;

родителей (законных представителей) детей, относящихся в вышеуказанным категориям.

Ранняя помощь

Условия предоставления услуги Ранней помощи:

Предоставление Услуги производится на основании письменного заявления законного представителя и представления им следующих документов:

свидетельства о рождении ребенка (Получателя услуги);

документа, удостоверяющего личность законного представителя;

документ, подтверждающий право на представление интересов Получателя услуги;

документов, подтверждающих факт проживания Получателя на территории Ленинградской области (для граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ленинградской области);

документов, подтверждающих факт проживания Получателя на территории Ленинградской области (для иностранных граждан, лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Ленинградской области);

 

для детей, не имеющих статуса «ребенок-инвалид», у которых выявлено стойкое нарушение функций организма или заболевания, приводящего к нарушениям функций организма, или выявлена задержка развития:

 

направление медицинской организации с указанием группы здоровья;

 

для детей-инвалидов:

справки учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности Получателя;

индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, выданной Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

ВНИМАНИЕ: Услуги технологии социального обслуживания  «Ранняя помощь детям в возрасте от 0 до 3 лет и их семьям на территории Ленинградской области» предоставляются БЕСПЛАТНО.

Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года 

Распоряжение Комитета по социальной защите населения Ленинградской области № 2217 от 18.04.2019 года ” Об утверждении Порядка предоставления услуг с использованием технологии социального обслуживания “Ранняя помощь детям в возрасте от 0 до 3 лет и их семьям на территории Ленинградской области”