Любое занятие специалиста на дому с ребенком начинается с простого – создания благоприятной, уютной, комфортной среды общения.
Эмоции, состояние, интонация и теплота речи, тон голоса, прикосновения рук мгновенно «считываются» детьми с тяжелыми множественными нарушениями. Именно от первых моментов зависит продуктивность занятия, эмоциональный отклик на взаимодействие.
Знакомство с материалами, сообщение цели занятия, порядка действий, высказывание уверенности в способности ребенка выполнить доступное — мотивируют, помогают понять смысл действий, благоприятно влияют на самооценку, делают занятие понятным.
Затрудненность восприятия информации об окружающем мире и предметах при тяжелых множественных нарушениях значительна и оттого важен ход занятия.
Комментирование действий и эмоций взрослого и ребенка, описание ощущений и движений, рассказ о свойствах используемого материала, оценка результата помогают представить целостную картину происходящего «здесь и сейчас», формируют определенный опыт.
«Рука – в – руке» в отношении детей с тяжелыми множественными нарушениями не образное выражение – это определённая техника, помогающая рукам ребенка через руки взрослого освоить определенные навыки.
Руки взрослого умеют правильно «работать». Движения скоординированы, есть понимание тела – вот рука, кисть, пальцы. Она двигается целенаправленно: сгибается, выпрямляется, лежит, держит, стоит на локте, машет, продолжая руки ребенка своими, описывая движение вслух, мы помогаем им двигаться тоже правильно.
«МАМА» — слово, включающее в себя буквально все для ребенка. Мама – это полноправный партнер для специалиста. Она слушает, помогает, учится и учит, закрепляет навыки, освоенные действия. Ребенок счастлив — мама рядом, участвует, хвалит, эмоционально тепло присутствует на занятии, поддерживает и понимает, гордится простыми сложными достижениями дочери или сына.



